Мнения экспертов в области технических жидкостей разнятся, когда дело заходит о масле для гидроусилителя руля. Запутаться немудрено, поскольку специалисты дают диаметрально противоположные советы для выбора масла. Так какое же масло выбрать и кого слушать?
Главные требования к маслу для гидроусилителя:
— оно не должно разрушать резиновые и металлические части гидроусилителя;
— не должно разжижаться на жаре и густеть на холоде;
— должно смазывать контактирующие друг с другом детали.
Всё это масло должно делать независимо от своего состава и цвета. Но что имеет значение при выборе масла?
Зелёное масло
Масла зелёного цвета используются исключительно для гидроусилителя. На российском авторынке, в основном, доступны синтетические и минеральные масла производства VAG, которые рекомендуют для использования в авто марок: Bentley, Porsche, VW, Audi, Skoda, грузовиках Scania и MAN.
Daimler AG производит зелёное минеральное масло, а BMW — зелёное синтетическое.
Жёлтое масло
Масла данного цвета также бывают минеральными и синтетическими, и могут использоваться не только для системы гидроусиления руля, но и для гидроподвески.
Наиболее известные масла данного цвета: продукция Daimler AG — Total и Mobil. Используются эти масла в машинах марок Maybach, Mercedes, AMG, Smart.
Красное масло
Масло этого цвета производит General Motors. В линейке компании синтетическое масло ATF и минеральное Dextron.
Данные масла можно использовать для гидроусилителей и автоматической коробки переключения передачи.
Состав масел
Минеральное масло на 97% состоит из нефти глубокой очистки, остальные три процента — присадки и добавки для улучшения свойств масла.
Положительные свойства минерального масла: хорошие качества смазки, высокое растворение присадок. Отрицательные свойства: зависимость характеристик масла от температуры окружающей среды.
Синтетическое масло на 80% состоит не нефтяных масел, полученных в ходе химического синтеза и нефтяных фракций, очищенных гидрокрекингом (~20%) и присадки.
Из плюсов синтетического масла можно отметить высокую текучесть, термостабильность и высокие антикоррозийные свойства.
Минусы: плохая смазка, плохое растворение присадок.
В связи с этим в синтетическое масло и добавляют минеральное, чтобы улучшить растворимость и качество смазывания.
Полусинтетическое масла
Это смесь минерального масла и масла, полученного гидрокрекингом в пропорции примерно 70 на 30%.
Плюс такого масла: это улучшение качества минерального масла за счёт добавки очищенной нефтяной фракции.
Общие характеристики
Все масла загустевают при температурах более 40 градусов, и разжижаются при высоких температурах: минеральное масло при температурах 90 градусов и выше, синтетическое масло — при температуре от 130 и выше.
Роль присадок
Добавляемые в масло присадки стабилизируют вязкость, улучшают качество смазки элементов системы, защищают металлические детали от коррозии и защищают от разрушения резиновые детали системы гидроусилителя.
Теперь поговорим о том, что правда, а что ложь в утверждениях экспертов о маслах.
Первое утверждение: масла нельзя смешивать, и это почти правда.
Категорически нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло, чтобы ни говорили эксперты. Эти масла, даже при одинаковом цвете, имеют разную основу.
Масло зелёного цвета можно смешивать только с зелёным маслом, имеющим ту же основу.
В экстренных случаях можно смешать масла разного цвета жёлтое с красным, жёлтое с жёлтым или красное с красным, но только одного состава: минеральное с минеральным или синтетическое с синтетикой.
В случае поломки гидроусилителя руля в пути, не стоит экспериментировать и добавлять в систему масло, предложенное другими водителями, если вы не знаете, можно ли смешивать подаренное масло с находящимся в вашей системе.
Утверждение второе: синтетическое масло может испортить части гидроусилителя.
Данное утверждение основано на уверенности в том, что агрессивная синтетика разрушительно влияет на материалы гидроусилителя, созданные из натурального каучука, и в чём-то эксперты правы, но всё же сальник не может испортиться за неделю. Современные уплотнители делаются из резинотехнической смеси, которая обладает маслобензостойкостью благодаря основе из синтетического каучука.
Портит части гидроусилителя не синтетическое масло, а любое грязное и старое масло. Старое масло несёт в себе микрочастицы металла, пыль и мусор, которые разрушают систему, причём не только резину, но и металл. Также портит систему некачественное масло.
Утверждение третье: в гидроусилитель можно заливать только рекомендованное производителем масло, и это неправда.
Главное — качество масла и его соответствие техническим требованиям системы гидроусилителя.
Утверждение четвёртое: масло следует менять после пробега в 30-45 000 км, но это неправда.
Пробег оказывает малое влияние на качество масла в системе. В большей степени на масло оказывают влияние изношенные элементы рулевого управления или система гидроусилителя, впрочем, всё же следует проверять уровень и качество масла в гидроусилителе каждые 15 000 км. Если соблюдать эти условия, замену масла можно будет провести после пробега в 60-100 000 км.
Утверждение пятое: качество дешёвого масла оставляет желать лучшего, и это по большей части правда.
Качественное масло не может стоить в 2-3 раза дешевле средней цены на данный продукт, и высокой долей гарантии дешёвое масло быстро выведет из строя гидроусилитель, ремонт которого обойдётся дороже экономии на масле